Социально-психологические аспекты надежности группы в напряженных ситуациях совместной деятельности.
- Курск: Изд-во КГПУ, 2000.
1.1.Проблема надежности в психологии
1.2. Надежность в условиях совместной деятельности
1.3. Организованность как социально-психологическая основа надежности группы
1.2. Надежность в условиях совместной деятельности
Большинство исследователей, рассматривающих проблемы, связанные с совместной деятельностью в напряженных и экстремальных ситуациях, делают акцент именно на устойчивости и на том, что с устойчивостью связано: "стрессоустойчивость"
[65; 84], "помехоустойчивость" [25], "резистентность" [61].Таким образом, исследователями подчеркивается отсутствие значительных психодинамических изменений в поведении группы, успешность решения групповых задач, размеренный, спокойно-деловой тон в общении, достаточно быстрое достижение единства мнений и действий. Нам представляется, что описание и изучение психологических фактов только в рамках устойчивости не является достаточным. Необходимо уточнение и дополнение такого подхода к изучению напряженных и экстремальных ситуаций динамическим подходом, учитывающим изменчивость группы, адекватность ее действий ситуации.
Согласно данным А.И. Донцова, любая организованная группа по ходу своей деятельности неизбежно сталкивается с различного рода трудностями и ограничениями. В результате складывается потребность преодоления несогласия, групповой напряженности, противоречий [23, с. 77]. Применительно к подобным ситуациям намечаются две основные перспективы:
u первая - группа выталкивает противоречия за собственные пределы и возлагает ответственность на другие группы (проявляет агрессивность);
u вторая - трудная ситуация, угроза извне мобилизует защитные механизмы группы, стимулирует внутригрупповую сплоченность.
Большое значение исследованию совместной деятельности группы в стрессовой, напряженной ситуации для определения влияния регрессивных тенденций на становление социальной общности придавал Л.И. Уманский [83; 84]. При этом он отождествлял напряженные ситуации со стрессогенными, с психологическим стрессом, что вызывает определенные возражения. Для описания особенностей жизнедеятельности группы в указанных условиях Л.И. Уманский использует понятие сопротивляемость. По его данным группы разного уровня развития обладают различной сопротивляемостью. Так, группы низкого уровня развития обнаруживают "депрессивный синдром"
- безразличие, апатию, деморализацию. Взаимодействие в группе приобретает характер конфликта, группы отказываются от выполнения задания, совместная деятельность дезинтегрируется. Группы-кооперации в тех же условиях отличаются толерантностью и адаптируются, не снижают уровень работы. Группы-автономии и группы-коллективы (по терминологии Л.И. Уманского) на сложные ситуации отвечают возрастанием активности и стеничностью эмоционального климата, эффективность деятельности таких групп даже повышается. Понятие "стрессоустойчивость" применяется только к этим группам.
А.А. Русалинова использует понятие стрессоустойчивость только по отношению к психологическому климату группы. Оптимистический стрессоустойчивый климат, обусловленный постоянной перспективной развития, является одним из главных социально-психологических признаков коллектива [34, с. 9].
Как видим, в большинстве рассмотренных работ преобладает статический подход к изучению группы в напряженных и экстремальных ситуациях. При таком подходе ситуация, окружение имеет значение лишь постольку, поскольку может вызвать "нарушения",
вынужденные изменения процессов, соответствующих природе психологии группы.
Мы считаем, что рассмотрение проблемы надежности группы возможно с точки зрения динамики. Методологически такой подход в психологии обоснован в работе К. Левина "Конфликт между аристотелевским и галилеевским способами мышления в современной психологии" [29]. В соответствии с ним динамика события связывается не с изолированным объектом как таковым, а зависит от ситуации, в которой происходит событие. Динамика конкретного процесса должна выводиться из связи конкретного объекта с конкретной ситуацией и, поскольку дело касается внутренних сил, многочисленных связей различных функциональных систем, которые образуют объект. Свойства и структура объекта важны и при динамическом подходе, но более важной считается ситуация, а не объект."Векторы, детерминирующие динамику события, определяются с помощью конкретного целого, включающего объект и ситуацию" [37]. Для исследования динамики важным становится не абстрагирование от ситуации, а отыскание тех ситуаций, в которых детерминирующие факторы целостной динамической структуры проявляются наиболее отчетливо. По мнению К. Левина, определенные ситуации обладают "методологическим преимуществом" ?,
и, насколько это возможно, устанавливаются экспериментальным путем. Кроме того, вся ситуация изменяется вместе с процессом, изменяя величину и динамику векторов, которые в данный момент определяют динамику.
Анализ работ по социально-психологическим проблемам групп и совместной деятельности, проведенный нами, приводит к выводу о том, что по психологическому содержанию к реализации динамического подхода в исследовании группы наиболее близкой является концепция организованности [79; 91; 97]. В рамках данной концепции и в экспериментальных исследованиях, осуществленных на ее основе, получены новые научные факты, касающиеся проблем динамики группы в изменяющейся ситуации совместной деятельности. Интерес представляют данные о том, что в высокоорганизованных группах ("группы первой категории") в групповом поведении, в совместной деятельности преобладает динамичная сторона, склонность к модернизации и риску[91, с. 5]. В трудных условиях группы такого рода оптимально используют внутренние резервы, прежде всего за счет совершенствования организационного взаимодействия [91, с. 37].
Нам представляется, что описание совместной деятельности группы и группового поведения только как "стрессоустойчивости" (и вообще устойчивости) не является достаточным. Мы считаем, что экспериментальное исследование надежности позволит нам изучить обычно не рассматриваемые психологические аспекты организованности: мотивационный (мотивация и установки на совершенствование организации), ценностный (отношение группы к организации как к ценности); субъектность группы (проявление инициативы и творчества в плане совершенствования организации, саморазвитие группы как субъекта совместной деятельности).
Исследование группы как системы, как субъекта совместной деятельности дает возможность рассмотреть во взаимосвязи и единстве динамические изменения среды, конкретной ситуации жизнедеятельности группы и собственно группы. Группа как субъект совместной деятельности, проявляет себя в полной мере при полной, предельной реализации своих возможностей. Мы считаем, что в этом динамическом аспекте надежность может дополнить организованность как интегральная характеристика функционирования самой группы. Надежность группы, понимаемая таким образом, является временным параметром , позволяющим с точки зрения психологии охарактеризовать некоторый оптимальный уровень функционирования данной группы на определенном отрезке времени.
Особенно важным представляется нам введение понятия надежность для исследования динамики при переходе от оптимальных ситуаций совместной деятельности к напряженным, а далее - и к экстремальным. Если осуществить психологический анализ ситуаций, указанных выше, в рамках концепции организованности, то в качестве напряженных ситуаций будут выступать все те ситуации, которые с необходимостью требуют изменения организации совместной деятельности, приведения взаимодействия членов группы в соответствие с требованиями ситуации (внешними и внутренними). По отношению к группе как организации напряженные и экстремальные ситуации содержат элементы организационной неопределенности, новизны, внезапности.
В отличие от статического подхода к исследованию данной проблемы, предполагающего анализ в основном внешних воздействий (что отражено в понятиях помехоустойчивость, стрессоустойчивость, эмоциональная устойчивость, резистентность), динамический подход (который, как мы считаем, адекватно раскрывается понятием надежность) предполагает анализ и внешних, и внутренних условий совместной деятельности группы, которые создают необходимость перестройки (адекватного изменения) способа организации совместной деятельности в соответствии с этими условиями.
Из числа ситуаций, довольно часто встречающихся в жизнедеятельности молодежных групп, к напряженным мы считаем возможным отнести следующие:
- ограничение возможности участвовать в совместной деятельности для всех членов группы (или их части); - ситуации, в которых результаты совместной деятельности имеют большую субъективную значимость, а цена неуспеха, ошибки велика для членов группы; - ситуации, в которых требуется совместная деятельность, осуществляемая на пределе возможностей членов группы; ситуации, мотивированные особым образом для членов групп (например, по результату деятельности группа будет сравниваться с другими группами); - ситуации межгруппового соревнования; - ситуации "лимита" времени (когда время, отводимое на подготовку решения и исполнения групповой задачи, ограничено) - ситуации, в которых происходит изменение (даже частичное) состава группы (т.е. введение в состав группы новичков, исключение старичков) - ситуации, которые создают необходимость выбора одного из способов (вариантов) совместной деятельности из двух или большего их числа при высокой вероятности одинакового результата;
- ситуации внутригруппового конфликта по поводу осуществления совместной деятельности; - ситуации, требующие повышенной автономности личности в совместной деятельности группы, когда большинство членов группы напрямую не могут влиять на результат деятельности каждого, но общий результат зависит от каждого члена группы. Анализ напряженных ситуаций с позиций надежности позволяет нам утверждать, что указанные типы ситуаций являются качественно однородными в плане изменения организации совместной деятельности, организационного взаимодействия, адекватного организационного самоопределения группы в ситуации, адекватного самоопределения личности в группе применительно к ситуации, адекватного осознания личностью организационных свойств группы (что обеспечивает полную ориентировку личности в группе, т.е. умение видеть в себе и других наиболее ценные для группы черты). Они однородны также и в плане достижения высокого психологического настроя на совместную деятельность .
В отношении совместной деятельности надежность группы обеспечивает создание группой адекватных способов организации совместной деятельности, причем адекватность должна обеспечиваться как в отношении внутренних условий (возможностей группы), так и в отношении той внешней среды, в которой группа находится. Оптимальное воплощение этих способов в совместной деятельности обеспечивает оптимальный уровень функционирования группы как субъекта совместной деятельности на определенном отрезке времени и в определенных условиях.
Если мы говорим о надежности, как социально-психологическом качестве группы, то мы имеем право предположить существование групп, обладающих этим качеством - надежных групп. Можно предположить, что такая группа характеризуется: высокой эффективностью совместной деятельности (не только по непсихологическому результату деятельности, но и по воспитательному воздействию на членов группы); достигаемых изменениями в широких пределах поведения и совместной деятельности;
способностью наметить и осуществлять план совместной деятельности, поддерживать эффективное взаимодействие.
Таким образом, надежная группа способна в напряженных и экстремальных ситуациях поддерживать сосредоточение и актуализацию функций за счет сформированной мотивации и социальных установок на совершенствование организации за счет отношения к организации как к ценности. Мы предполагаем, что существуют и группы иного характера. Это группы, проявляющие тенденции к дезорганизации совместной деятельности в напряженных и экстремальных ситуациях.
Предположения, высказанные выше, позволяют сформулировать основную гипотезу исследования следующим образом: надежность группы в напряженных ситуациях совместной деятельности детерминирована организованностью группы, организованность выступает опосредующим фактором надежности.