Социально-психологические аспекты надежности группы в напряженных ситуациях совместной деятельности.
- Курск: Изд-во КГПУ, 2000.
1.1.Проблема надежности в психологии
1.2. Надежность в условиях совместной деятельности
1.3. Организованность как социально-психологическая основа надежности группы
1.3.1.Социально-психологические аспекты организации и организованности группы
1.3. Организованность как социально-психологическая основа надежности группы
1.3.1.Социально-психологические аспекты организации и организованности группы
В связи с тем что
эффективность совместной
деятельности группы
непосредственно связана с уровнем
ее организованности [91] , нам представляется важным
рассмотреть вопрос о
психологических аспектах
взаимосвязи между
организованностью и надежностью. В
свете проблемы нашего исследования
особенный интерес представляет
динамика организованности в
экстремальных условиях, такие
свойства организации, как гибкость,
способность перестраиваться без
потерь в эффективности, "выживаемость"
организации. Следует заметить, что
необходимость к перестройке своей
организации группа испытывает не
от случая к случаю, а, как правило,
постоянно. Коррекция действия в
измененных условиях требует
единства и согласия всех членов
группы (или их абсолютного
большинства) и наличия
субординационной зависимости
между ними. В таких случая группа
должна подготовиться ("настроить
себя") определенным образом, для
того чтобы выступить как нечто
единое, целостное. Для достижения
единства, согласия и совместимости
требуется принятие устойчивых
групповых ценностей.
Реализация единства в ходе
осуществления совместных действий
предполагает введение систем
воздействия группы на личность,
личности на группу, личности на
личность. Достижение единства
действий с необходимостью требует
от членов группы способности
быстро и согласованно (т.е. почти
одновременно) актуализировать свои
чувства и волю, слить их в единое
эмоционально-волевое состояние
группы. Совместная деятельность в
напряженных и экстремальных
ситуациях требует не только
одновременной концентрации
эмоционально-волевых состояний, но
и их устойчивости.
Понятия организация,
организованность были разработаны
рядом ученых как в отношении
общенаучных проблем, так и
применительно к проблемам
психологии. В философских и
социологических исследованиях под
организацией системы понимается
"процесс превращения
неупорядоченного, случайного в
упорядоченное, необходимое", "результат
этого процесса", "способ связи
элементов системы, изменяющийся в
общем случае во времени, стадийно и
лишь в двух взаимно
противоположных направлениях: в
сторону дезорганизации и повышения
организации [62]. Ряд исследователей считают
необходимым ввести понятие
самоорганизация. Под ним,
соответственно, понимается
изменение системы, происходящее
относительно самостоятельно и
спонтанно [62; 63; 76].
Понятие организованность является
производным от понятия организация
и определяется как способность
организации сохранить
устойчивость своей структуры при
обогащении и динамичности ее
функций. Являясь важнейшей
характеристикой организации,
организованность отражает ее как с
количественной стороны (полнота
согласованности), так и с
качественной (совершенствование
организационных отношений и
обогащение форм активности
участников организации).
Организованность выступает в
качестве предпосылки активности
организации, наиболее полного
использования ее возможностей,
гибкости и обогащения функций всех
ее участников [76].
Организация находится в тесной
связи с окружающей ее средой и не
мыслится вне этой среды. Степень
зависимости организации от среды
определяется уровнем развития
самой организации и ее
организованностью: чем выше
организованность, тем
относительнее и гибче зависимость
организации от среды, тем более
способна организация стать
изолированной от возмущающих
воздействий среды, но зато
зависимость среды от организации
повышается. Одним из важных
проявлений активности организации
является ее саморефлексия. Степень
саморефлексии зависит от уровня
организованности: чем выше
организованность системы, тем
более развито отношение системы к
самой себе.
Понятия "организованность" и
"организация",
рассматриваемые нами, исследуются
в рамках системно-функционального
подхода. Следовательно, наиболее
полная оценка организации и
организованности, как ее важнейшей
характеристики возможны только на
основе этого подхода. Известный
исследователь проблемы
организованности М.И. Сетров [76, с. 25] предлагает следующие
принципы для оценки
организованности:
- принцип совместимости, отражающий необходимость наличия относительно однородных элементов и самого факта их взаимодействия, что является важнейшим условием возникновения и существования организации;
- принцип актуализации функций, важный для сохранения организации в сложных условиях;
- принцип нейтрализации дисфункций, показывающий способ поддержания равновесия организации;
- принцип сосредоточения функций, отражающий необходимость согласования самих функций и саму суть согласования.
Направленность
функций на поддержание основной
функции организации как целого
позволяет снять противоречия среди
самих функций. В социальной
организации осознанная цель
является первопричиной создания
организации, с одной стороны, и
выступает в качестве "цементирующего",
организующего фактора в уже
действующей организации, с другой
стороны. Цель и ясное представление
о ней в социальной организации дает
возможность правильно строить саму
организацию.
Согласно нашим данным социально-психологический
аспект организованности отражает
способность группы к деловой
интеграции для оптимального
решения общегрупповой задачи,
способность группы самостоятельно
создавать организацию в ситуации
неопределенности и сочетать
разнообразие мнений и форм
инициативного поведения с
устойчивым единством действий
членов группы [92 - 95]. Основными показателями
организованности на поведенческом
уровне являются: психологический
настрой на деятельность,
сенсомоторная согласованность
реакций, единство мнений об
организаторах, общность
межличностных отношений [92]. Такая точка зрения близка
взглядам А.С. Макаренко,
утверждавшего, что в первичном
коллективе объединяющую роль
выполняют и цель совместной
деятельности, и организация этой
деятельности.
На теоретическом уровне
организованность рассматривается
как структура основных
организационных свойств
коллектива: направленности,
самоуправляемости, лидерства,
единства действий,
стрессоустойчивости и
межгруппового единства. Указанные
свойства образуют иерархическую
структуру и опосредуют
взаимоотношения и взаимодействие
членов группы.
Организованность как
психологическая характеристика
группы обладает выраженным
своеобразием и спецификой.
Направленностью на деловую
интеграцию организованность
отличается от групповой
сплоченности [93], предполагающей в основном
эмоциональное единство;
эффективностью взаимодействия
индивидов - от совместимости [90], отражающей максимально
высокую степень удовлетворенности
субъектов взаимодействием друг с
другом; активной перестройкой
неупорядоченных условий
деятельности - от сработанности.
Психологический аспект
организованности отражает
направленность, упорядоченность
взаимодействия индивидов на
социальнозначимые цели.
Качественный аспект
организованности как
психологического явления
описывается высотой
организованности, в частности,
такими показателями, как
возможности коллективистического
самоопределения личности в группе,
развитие и проявление
индивидуально-психологических
особенностей личности, стиль
руководства группой.
Количественный аспект
организованности - мера
согласованности взаимодействия -
описывается степенью
организованности. Критериями
степени организованности являются
совместимость, актуализация и
сосредоточение функций
организации [95].
Развитие организованности группы
проходит ряд этапов. Начальное
состояние организованности группы
характеризуется слабым развитием
направленности активности и
самоуправляемости при заметном
развитии лидерства, единства
действий, стрессоустойчивости,
межгруппового единства ("сдвиг
вправо"). Следующий уровень
характеризуется чрезмерно высоким
развитием направленности при
отставании остальных свойств ("контраст
свойств"). Высокий уровень
развития организованности
характеризует высокий уровень
развития направленности и
самоуправляемости при достаточно
выраженном состоянии всех
остальных свойств ("сдвиг влево")
[91, с. 32].
1.3.2. Организованность, надежность и субъектность группы
Выявление
отношений между указанными
категориями возможно на основе
идей А.В. Брушлинского о
субъектности индивида и группы [8; 9]. Если субъектность индивида
принимается однозначно, то вопрос о
субъектности группы остается
проблематичным, хотя еще в 1970-е годы
проблему коллектива как субъекта
деятельности и общения поставили А.В.
Петровский [60], Л.И. Уманский и его ученики [24; 33; 65; 83; 84; 95].
Так, А.В. Петровский, писал: "Так
же, как индивид в предметной
деятельности преобразует
окружающий мир и посредством этого
изменяет себя, становясь личностью,
социальная группа в совместной
социально значимой деятельности
преобразует окружающее и
посредством этого изменяет систему
межличностных отношений, становясь
коллективом" [60, с. 147].
Идеям субъектности созвучны
классические положения о
внутренних социально-психологических
свойствах малой группы, влияющих на
самочувствие, поведение и
производительность труда членов
малой группы. В этой связи уместно
напомнить об активирующей сущности
психологического поля К. Левина,
регуляторных функциях групповых
норм, ценностей и санкций Э. Мэйо,
эффекте фасилитации Г. Олпорта и др.
[2; 103].
Наиболее актуальным в решении
проблемы субъектности группы
является сочетание объяснительных
и технологических подходов, что
имеет не только теоретическое, но и
непосредственно практическое
значение, особенно в рамках
социально-психологической помощи
детям и населению. В этой связи
представляется целесообразным
выявление связей между категориями
субъектность, организованность,
надежность малой группы.
Категория субъектности отражает
содержание направленности и
уровень активности малой группы.
Организованность отражает
способность группы, как
коллективного субъекта совместной
деятельности к активной
перестройке неупорядоченных
групповых состояний и действий в
упорядоченные, определенные. Она
проявляется в ее умении
самостоятельно создавать
организацию в ситуации
неопределенности, сочетать
инициативность и разнообразие форм
индивидуального поведения с
устойчивым единством действий по
реализации цели группы. Критерием
оценки организованности могут
служить следующие характеристики
ее деятельности в неординарных,
стрессогенных условиях, а именно: 1)
способность группы самостоятельно
планировать этапы осуществления
поставленной цели и распределять
предстоящую работу среди своих
членов; 2) высокая
дисциплинированность членов
группы при выполнении возложенных
на них функций; 3)способность группы
к эффективному контролю и
действенной коррекции
индивидуальных действий, к
подавлению проявлений
дезорганизации; 4) умение группы в
относительно сжатые сроки
анализировать выполненную ее
членами работу.
Надежность характеризует группу со
стороны ее устойчивости в
напряженных и экстремальных
ситуациях, получивших широкое
распространение в последнее время
и имеющих тенденцию к дальнейшему
развитию и ужесточению в условиях
социально-экономической
нестабильности и все расширяющихся
межгрупповых конфликтов.
Сочетание субъектности,
организованности и надежности
обеспечивает группе статус
субъекта совместной деятельности,
общения и отношений, а также
эффективность жизнедеятельности в
различных проявлениях. Результаты
многочисленных эмпирических
исследований психологии малых
групп и, в первую очередь, данные
многолетнего формирующего
эксперимента позволяют выдвинуть
гипотезу о ведущей роли конкретной
социальной среды (вуз, школа, центр
помощи и т.д.) в становлении
субъектности, прежде всего, в плане
востребованности ее высокой
духовности, реализуемой в
преобразующей миссии группы
окружающей среды и самой себя на
основе гуманистических принципов,
что предполагает необходимость
развития организованности,
надежности и других свойств группы.
Наиболее полно данная гипотеза
подтвердилась в многолетних
крупномасштабных экспериментах
курских и костромских психологов
по изучению жизнедеятельности
молодежных групп в рамках
социальных оазисов, в которые
группы не только включаются, но и
активно участвуют в создании. С
этих позиций вызывает тревогу
некое безразличие социальных сред,
в частности оздоровительных
учреждений, к преобразующей миссии
учебных групп, приписывание им роли
пассивных исполнителей и т.п., что
парализует прежде всего
субъектность, затем уже
организованность и надежность
малых групп. И тем не менее, идет
осуждение социальной пассивности,
прежде всего, молодежных групп,
якобы не желающих активно
включаться в жизнь.
Если молодежные группы в принципе
адаптированы к социальной среде в
роли пассивных исполнителей, то они
не раскрывают своих больших
потенциальных возможностей для
свершения социально ценных дел и
остаются разобщенными и пассивными
общностями. Подобная тенденция
наиболее полно реализуется в наши
дни, когда настойчиво
проповедуются эгоизм и
индивидуализм и искореняется
коллективизм. Диаметрально
противоположная ситуация, когда на
коллективы возлагались большие
надежды как на воспитательные
центры, сложилась в опыте А.С.
Макаренко, В.А. Сухомлинского, Л.И.
Уманского, А.Н. Лутошкина, Б.З.
Вульфова, В.А. Караковского, С.А.
Шмакова и др.
Как известно, такой подход дал
блестящие результаты по
формированию субъектности
индивидов и субъектности групп. В
связи с вышеизложенным возникает
потребность к исследованию проблем
субъектности, организованности и
надежности учебных групп в русле
гуманистических тенденций,
связанных с оказанием
психологической помощи молодежи и
на основе современных достижений в
раскрытии субъектности,
организованности и надежности.