Социально-психологические аспекты надежности группы в напряженных ситуациях совместной деятельности.
- Курск: Изд-во КГПУ, 2000.
1.1.Проблема надежности в психологии
1.2. Надежность в условиях совместной деятельности
1.3. Организованность как социально-психологическая основа надежности группы
1.1.Проблема надежности в психологии
Как известно,
приоритет в разработке теории
надежности принадлежит
техническим наукам, которые
рассматривают методы обеспечения
эффективности работы объектов (изделий,
устройств, систем) в процессе
эксплуатации. Основные понятия и
показатели теории надежности
базируются на построении
математических моделей
рассматриваемых объектов, важное
место занимают методы теории
вероятности и математической
статистики [4; 14].
Под надежностью объектов понимают
свойство изделия сохранять
значение установленных параметров
функционирования в определенных
пределах, соответствующих заданным
режимам и условиям использования.
Надежность описывается такими
параметрами, как безотказность,
долговечность, сохраняемость и т.д.
Центральным понятием теории
надежности является отказ, т.е.
утрата работоспособности. Основные
показатели работоспособности -
быстродействие, устойчивость,
точность выполнения операции,
нагрузочная характеристика [5; 39; 86]. Разработаны способы
повышения надежности:
резервирование (аппаратурное,
временное, информационное),
разработка помехозащищающих
программ, выбор оптимальных
рабочих режимов, диагностический
контроль, испытания на надежность и
т.п. [46; 102].
В психологии
проблемы, связанные с надежностью,
раньше других были рассмотрены в
инженерной психологии (применительно
к деятельности человека - оператора).
Так, в работах В.Д. Небылицына
противопоставляются принципы
исследования надежности
технических систем и человека,
выделяется в качестве
первоочередной проблемы
психологии исследование
натуральных, природных и
социальных факторов надежности.
Особо подчеркивается, что проблема
надежности человека есть всегда
проблема индивидуальных различий.
В его работах последовательно
проанализирована особая роль "психофизиологических
факторов личности" в
индивидуализированной надежности
человека в операторской
деятельности [48; 49; 50]. Говоря об оперативной
надежности, В.Д. Небылицын опирался
на характеристики индивида,
которые выражаются в его
способности к устойчивому
сохранению оптимальных рабочих
параметров (работоспособности, "бдительности",
"помехоустойчивости" и т.п.) в
течение заданных промежутков
времени и при всевозможных
усложнениях обстановки. Надежность
он считал существенно важной
оперативной характеристикой
человека, сталкивающегося с
экстремальной ситуацией и
решающего в условиях значительной
напряженности достаточно сложные и
ответственные задачи [49]. В его работах отмечалось, что
проблема надежности возникает в
связи с "…особыми, необычными,
затрудненными, экстремальными…"
и т.п. условиями и ситуациями
деятельности. Экстремальные
условия определялись В.Д.
Небылицыным как "… вызывающие
реакции организма и личности,
находящиеся на грани
патологических нарушений", "…
предельные, крайние значения тех
элементов ситуации, которые в
средних своих значениях создают
оптимальный фон или, по крайней
мере, не ощущаются как источник
дискомфорта" [49; 50]. Исследуя надежность
человека-оператора, В.Д. Небылицын
отмечал, что уровень надежности
субъекта не может быть в надлежащей
мере определен в таких условиях,
которые не определяют повышенных
требований хотя бы к одной из
характеристик надежности [50].
В большинстве инженерно-психологических
работ, посвященных исследованию
проблемы надежности человека -
оператора (или коллектива) в
человеко-машинных системах, при
определении понятия надежность
делается акцент на понимание
надежности как запаса прочности. Р.С.
Мансуров, Г.В. Суходольский
определяют надежность как понятие,
обратное ненадежности - свойству
человека ошибаться при выполнении
определенной работы в определенных
условиях [45]. Е.А. Милерян при определении
надежности подчеркивает
способность человека к сохранению
оптимальных рабочих параметров в
экстремальных условиях работы [44]. Н.Д. Завалова, В.А.
Пономаренко также считают, что
надежность человека единственно
правильно определять как
способность к сохранению требуемых
рабочих качеств в условиях
возможного усложнения обстановки [28]. В.С. Карцовник указывает, что
под надежностью деятельности
человека-оператора (или коллектива)
следует понимать вероятность как
случайную функцию времени, в
течение которого он (они) будут
работать безотказно [45].
В космической и авиационной
психологии впервые получила
развитие идея профессиональной
надежности применительно к той или
иной профессии. Так, Ф.Д. Горбов
исследовал профессиональную
надежность летчика в связи с
пароксизмами сознания при
непрерывной деятельности [15], а Б.Ф. Ломов считал, что
профессиональная надежность
космонавта может выступать в
качестве своеобразного фактора
безопасности космического полета.
Психологическим аспектом проблемы
профессиональной надежности
космонавта он считал обеспечение
эффективной профессиональной
деятельности. Значение этого
аспекта Б.Ф. Ломов объяснял
следующими обстоятельствами:
факторами профессиональной
вредности, различными нештатными
ситуациями, экстремальными по
своему содержанию; высокими
рабочими и психическими нагрузками,
требующими длительной мобилизации
скрытых функциональных резервов и
др. Примечательно, что одним из
обстоятельств профессиональной
надежности выступает
необходимость психологического
обеспечения эффективного
группового взаимодействия в
процессе деятельности и
предупреждения возможного
развития конфликтной
напряженности. Для этого
необходимо выяснить, что
представляет собой совокупный
субъект профессиональной
деятельности, уровень и способы
достижения психологического
единства людей, осуществляющих
космический полет, с учетом как
профессиональных, так и личностных
их особенностей [41]. В исследовании
профессиональной надежности
машиниста локомотива, которое
осуществили О.А. Конопкин и Л.С.
Нерсесян [51], решение проблемы
психологической надежности
обусловливается необходимостью
преодоления случайных,
непредсказуемых событий, которые
требуют от машиниста экстренного
выбора и исполнения управляющих
воздействий в условиях жесткого
дефицита времени. К тому же сама
деятельность машиниста часто
осуществляется на фоне различных
функциональных состояний -
утомления, монотонии,
эмоционального напряжения.
Серьезно поставлена проблема
надежности и в психологии спорта,
предприняты интересные попытки
наполнить его психологическим
содержанием и переосмыслить в
психологическом контексте ряд
близких понятий - устойчивость,
работоспособность, эффективность,
отказ и др. Применительно к
предмету психологии спорта
основные аспекты надежности
рассматриваются в свете управления
надежностью спортсменов, ее
моделирования и прогнозирования. В
обобщающей работе В.А. Плахтиенко и
Ю.М. Блудова анализируются четыре
группы определений понятия
надежность применительно к
предмету исследования: надежность
соревновательной деятельности
спортсмена, надежность спортсмена
в том или ином виде спорта,
надежность технического
мастерства спортсмена, психическая
надежность спортсмена. Определяя
надежность, авторы монографии
опираются на философскую
интерпретацию понятия
организованность, разработанное Л.А.
Петрушенко и М.И. Сетровым [62, с. 9; 76], которые указывают, что
организованность системы является
показателем ее надежности. Она тем
выше, чем выше устойчивость
структуры, ее элементов и
мобильность ее функций. В итоге В.А.
Плахтиенко и Ю.М. Блудов приходят к
интерпретации надежности с позиций
системного подхода и определяют
соревновательную надежность в
спорте как системное, интегральное,
комплексное качество, позволяющее
спортсмену успешно выступать на
ответственных соревнованиях в
течение определенного времени.
Близко к этой точке зрения и
определение психической
надежности спортсмена, данное В.В.
Давыдовым: "… стабильность
эффективности выступлений
спортсмена, некоторый
психологический резерв,
позволяющий предотвратить
соревновательный стресс" [64, с.3].
Весьма интересны исследования
психической надежности спортсмена,
базирующиеся на идеях Б.Ф. Ломова [40] о том, что надежность
характеризует, прежде всего,
потенциальные резервы человека, а
эффективность - преимущественно
наличие тех или иных свойств.
Авторы этих работ понимают
надежность, прежде всего, как
сохранение высокой
результативности в напряженных
условиях (и независимо от условий).
Так, в исследовании В.Л. Марищука,
психическая надежность спортсмена
рассматривается как стабильность,
отсутствие срывов в выступлениях,
что предполагает сохранение или
превышение на соревнованиях лучших
результатов, показанных на
тренировках [21, с. 8]. Н.А. Худадов определяет
психическую надежность как
вероятность стабильного
сохранения высокого уровня
эффективной психической
деятельности в экстремальных
ситуациях.
Ф. Ман и В. Гошек трактуют
психологическую надежность как
результат психологической
подготовки, имеющей целью
обеспечить малую ситуационную
изменчивость результатов в
психологически неблагоприятной
среде.
Однако эти исследования относятся
главным образом к изучению
психологических проблем
надежности индивида. Исключение
составляют, с нашей точки зрения,
инженерно-психологические
исследования В.С. Карцовника и В.П.
Танаева, посвященные проблемам
оценки эффективности групповой
работы в эргатических системах [45]. Надежность в этих работах
связывается с результативностью
функционирования человеко-машинных
систем по формуле "эффективность
- внутренние затраты" и
признается одним из наиболее
важных показателей эффективности
функционирования системы в целом. В
качестве методик исследования
предлагаются "реальные модели"
деятельности группы операторов с
фиксацией общего времени решения
задач, количества допущенных
ошибок и речевых реакций
испытуемых [45, с. 9].
Собственно изучение социально-психологических
аспектов проблемы надежности
группы в напряженных и
экстремальных ситуациях
совместной деятельности не
проводилось, однако был
осуществлен ряд исследований по
ряду близких проблем. Особенно
много работ рассматривают
социально-психологические
последствия стресса. Г. Селье
неоднократно указывал на
межличностные отношения как
источник стресса и называл "…
стресс, вызываемый необходимостью
уживаться друг с другом", главной
причиной дистресса [75]. Пути преодоления стресса
такого рода он усматривал в "…
воодушевлении общего идеала и
общей цели", в "… совместном
труде, порождающем сплоченность и
солидарность людей" [75].
В монографии Л.А. Китаева-Смыка "Психология
стресса" был выделен социально-психологический
субсиндром стресса, понимаемый как
изменение общения в экстремальных
ситуациях. В частности, этот
субсиндром связан с изменениями
показателей активности общения,
что отражается на взаимодействии
индивида с социальной средой: с
окружающими людьми, с коллективом,
с группой, с производственной
организацией, в которую он включен
и т.д. Социальное взаимодействие
заметно изменяется, если стресс
возникает одновременно у многих
людей. По данным Л.А. Китаева-Смыка,
стрессовые изменения общения,
вплетаясь в структуру
жизнедеятельности, поведения,
рабочей активности, могут
существенным образом (положительно
или отрицательно) влиять на
психологический климат коллектива,
на производительность труда, на
успешность преодоления
экстремальных ситуаций. Характер
общения в группе также влияет на
эффективность и надежность
деятельности при стрессе [31, с.6]. Л.А. Китаев-Смык
подчеркивает, что взаимодействие
совокупности людей должно
создавать более эффективный
защитный потенциал, чем потенциал
отдельного человека.
Диссертационное исследование В.Я.
Подороги [65], посвященное проблеме
влияния стресса на групповую
деятельность старшеклассников,
позволило установить зависимость
между стрессовыми ситуациями и
эффективностью групповой
деятельности, с одной стороны, и
уровнем развития группы как
коллектива - с другой. Было
экспериментально установлено, что
влияние стрессовых ситуаций
происходит в виде положительных и
отрицательных реакций группы при
воздействии стрессоров, что и ведет
к различной эффективности
деятельности. К сожалению, в
указанной работе напряженные
ситуации понимаются только как
вызванные воздействием стрессоров,
в результате чего может возникнуть
состояние психической
напряженности. При этом стрессовые
реакции фиксируются не вполне
корректно - только по отдельным
вегетативным реакциям. Напряженные
ситуации неоправданно в этой
работе ограничены решением трудных
задач в условиях лимита времени,
соревнования, различных видов
кожно-электрического
стимулирования. Такой класс
стрессогенных ситуаций
неоправданно узок [65, с. 9].
В работе М.И. Дьяченко, Л.А.
Кандыбовича, В.А. Пономаренко [25] рассматривается
психологический аспект готовности
к деятельности в напряженных
ситуациях. Напряженные ситуации в
этой работе раскрываются как
ситуации, порождающие значительные
трудности, требующие от человека
быстрых, точных и безошибочных
действий. Эти ситуации динамичны;
они предъявляют жесткие требования
к своевременности и адекватности
действий и обусловливают
необходимость заблаговременной
подготовки [25, с. 3]. Они подразумевают такое
усложнение условий деятельности,
которое приобретает для личности и
коллектива особую значимость. По
данным этих авторов стресс
нарушает общую деятельность,
снижает уровень взаимодействия,
что может быть предупреждено
опытом коллективной деятельности,
активизацией общественных мотивов
групповой деятельности и
товариществом во взаимоотношениях
[25]. В книге описывается
достаточно широкий диапазон форм
проявления напряженных ситуаций в
деятельности группы: от резкого
снижения организованности
поведения (даже дезорганизации
деятельности) до повышения
эффективности деятельности.
Нарушаются, прежде всего, сложные
действия при относительной
устойчивости простых, в целом же
происходит ускорение психических
процессов, активизация психики,
повышается гибкость ряда процессов
[25, с. 61]. Это свидетельствует о
неоднозначности воздействия
напряженных ситуаций на различные
группы, о сложности и
опосредованности этих процессов.
Анализ психологических исследований по проблеме надежности позволяет сделать ряд выводов:
-не существует единого, общепринятого определения понятия "надежность" в психологической науке в целом или в какой-либо из ее дисциплин;
- одни исследователи рассматривают надежность как процессуальную характеристику, другие - как результативную;
- наибольшее внимание исследователи уделяют, как правило, количественной характеристике надежности - безотказности (вероятно, это связано с прикладным характером большинства исследований по данной проблеме);
- почти все исследователи связывают проявление надежности с напряженными и экстремальным ситуациями деятельности субъекта (стрессовыми, измененными, напряженными, экстремальными);
- абсолютное большинство исследователей отмечает комплексность, сложность, опосредованность надежности как психологического явления.
Специфичность
совместной деятельности группы в
напряженных ситуациях, как в
процессуальном плане, так и в плане
результативном, различная
интерпретация надежности,
свидетельствует о недостаточной
изученности социально-психологических
аспектов данного явления, в том
числе детерминант и механизмов
надежности группы.