[Кафедра психологии КГПУ]   [Новости психологии из Курска]

[Новости Черноземья]


Сарычев С.В. , Чернышев А.С.

Социально-психологические аспекты надежности группы в напряженных ситуациях совместной деятельности.

- Курск: Изд-во КГПУ, 2000.



Глава 2. Методологические и методические проблемы исследования надежности группы в напряженных ситуациях совместной деятельности

2.1.Проблемы применения экспериментального метода в исследовании надежности группы

2.2.Использование приборов-моделей для исследования надежности группы в рамках лабораторного эксперимента

2.3. Исследование надежности групп в естественном эксперименте

2.4. Организация экспериментального исследования


Введение Глава 1 Глава 2 Глава 3 Глава 4 Заключение Библиографический список Приложения

ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ НАДЕЖНОСТИ ГРУППЫ В НАПРЯЖЕННЫХ СИТУАЦИЯХ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.2.Использование приборов-моделей для исследования надежности группы в рамках лабораторного эксперимента

Богатый опыт использования аппаратурных методик в исследовании психологических проблем группы в естественном и лабораторном экспериментах содержится в работах отечественных психологов Л.И. Акатова, Ф.Д. Горбова, Н.Н. Гуровского, Е.И. Дымова, Ю.А. Лунева, М.А. Новикова, Н.Н. Обозова, В.Я. Подороги, Е.И. Тимощука, В.А. Терехина, Л.И. Уманского, А.С. Чернышева, Е.А. Шанина и др. [24; 57; 65; 83; 99; 101].
В отечественной психологии сложились известные приемы и требования к использованию приборов для изучения совместной деятельности. Так, Ф.Д. Горбов разработал следующие требования к моделированию совместной (взаимозависимой и взаимосвязанной) деятельности группы, в соответствии с которыми была создана гомеостатическая методика:

-групповая деятельность должна быть проста, не требовать предварительной выработки специфических навыков;

- деятельность должна быть взаимосвязанной, сама деятельность и ее ход должны быть объективированными;

- оценка результатов деятельности должна проводиться опосредованно, через приборы [15, с. 12].

- модели должны давать объективные данные (психологические и непсихологические) об эффективности групповой деятельности;

- модели совместной деятельности должны отвечать специфическим свойствам моделей социально-психологических явлений, т.е. включать основные их свойства;

- экспериментальна модель должна соответствовать групповой деятельности, но не быть копией конкретного случая (т.е. тренажером) [16, с.18].

Известные нам приборы-модели совместной деятельности "Арка" и ГСИ-7 достаточно полно соответствуют указанным требованиям и обладают рядом дополнительных ценных свойств:

-в них реализована большая степень свободы, превосходство эвристик над алгоритмическими способами решения задачи;

-реализован не только результат совместной деятельности, но и сам процесс деятельности;

-реализована обратная информации (от прибора - к группе), а значит, возможность активно влиять на процесс совестной деятельности;

-реализована возможность моделировать официальное и неофициальное взаимодействие, актуализировать процесс организации, ее динамику и свойства [91; 97].


Остановимся более подробно на описании приборов-моделей "Арка" и ГСИ-7. Эти приборы моделируют совместную деятельность группы. Специфичность этих моделей групповой деятельности состоит в том, что при работе на ГСИ-7 и "Арке" не только актуализируются наиболее ясные черты совместной деятельности, но деятельность моделируется как реальный, динамический, самоуправляемый процесс, в котором основные показатели взаимосвязаны и взаимодействуют. Эти модели совместной деятельности обеспечивают единство целей, задач и средств деятельности группы, а также учет ее эффективности деятельности как с технической стороны (непсихологические показатели), так и со стороны формирования личности и коллектива (психологические показатели) [89, с. 86].
"Арка" - прибор для предъявления экспериментальной групповой задачи, требующей согласованного практического действия группы людей в составе от двух до двадцати человек. В наибольшей мере актуализируется такая характеристика группы как психологический настрой на деятельность, т.е. способность членов группы создать одномоментное напряжение эмоционально-волевых состояний индивидов и группы, необходимых для энергичного начала достижения общей цели [
97, с. 88]. Величина психологического настроя определяется по формуле, разработанной А.С. Чернышевым:

l=To/T , где

l - коэффициент психологического настроя;
T
0 - константная величина;
T - реальное время выполнения экспериментальной задачи [
92].

Кроме психологического настроя на деятельность "Арка" актуализирует и некоторые другие характеристики группы: соответствие официальной и неофициальной структур группы, степень принятия членами группы групповых целей и мотивов (см. рис. 2.1).


Рис. 2.1. Приборы-модели "Арка" и ГСИ-7 со "Стрессором"


Седьмая модель "группового сенсомоторного интегратора" (ГСИ-7) - прибор, который позволяет моделировать целый спектр характеристик совместной деятельности:

-взаимодействие и взаимосвязь членов группы ;

-взаимоотношения по вертикали и по горизонтали;

-необходимость согласованных оценок ситуаций и единства действий для достижения общей задачи;

-изменение информации о внешней и внутренней среде и соответствующее изменение группового поведения;

-использование внутренних сил и средств для регулирования отношений и самоуправления группы;

- степень ролевой автономности личности;

- соответствие официальной и неофициальной структур группы и т.д.

Суть задания, выполняемого группой на ГСИ-7: группа должна совместными усилиями как можно быстрее и точнее провести щуп-писчик по S-образному лабиринту. Каждое касание стенки лабиринта оценивается как ошибка, за которую с приставки "Стрессор" может быть осуществлено наказание в виде неприятного звука через наушники, либо в виде легкого удара током через манжету на запястье левой руки. Прибор в наибольшей степени актуализирует единство действий группы, которая определяется по эмпирической формуле:

K= (1/ (1+n)) ((LoTo)/LT) , где

K- коэффициент единства действий;

n- число ошибок;

L0- длина эталонной траектории движения щупа-писчика по S-образному лабиринту;

T0- эталонное время выполнения задачи;

L- длина кривой, полученная при испытании данной группы;

T- время, затраченное данной группой на решение задачи.

Величины показателей Т0 = 90 секунд, L0 = 34 см являются постоянными для данного прибора и представляют собой средние величины, полученные при испытании подобранных по многочисленным жизненным показателям групп, показавших примерно одинаковую эффективность деятельности.
Коэффициент единства действий K может принимать значения в интервале 0 < K < 1.


В одной процедуре с ГСИ-7 используется "Опросник 1" (см. приложение 1). Исследуемой группе предлагается проективно оценить некоторые существенные стороны организационного взаимодействия в предстоящей работе с прибором. До ответа на вопросы проводится обучающая проба на ГСИ-7, поэтому каждый член группы достаточно хорошо представляет сущность организационного взаимодействия, необходимого для выполнения задачи.
После окончания работы на ГСИ-7 в опроснике 2 предлагается дать оценку эффективности работы, слаженности взаимодействия, а также внести коррективы в организационное взаимодействие для работы на приборе в следующий раз. Таким образом, опросники 1 и 2 дают возможность изучения мотивов, установок, намерений членов группы на внесение изменений, совершенствование совместной деятельности группы. Между этими двумя процедурами группа в ходе реальной деятельности на ГСИ-7 должна создать организацию для выполнения задания.

Сопоставление материала трех процедур дает возможность соотнести скрытые организационные отношения и зримые взаимодействия, степень единства мнений членов группы. Возможность вводить субординационную зависимость, сужать и расширять организационные контакты, предъявлять различные требования к организационному потенциалу группы реализуется при работе с ГСИ-7 благодаря иерархичности функций, приписываемой пультам прибора. Инструкция, зачитываемая испытуемым, содержит утверждение о том, что разные пульты имеют неодинаковое значение: 1 пульт - наиболее важен, 2 пульт - чуть менее важен и т.д.
Возможность введения наказаний за ошибки при помощи приставки к ГСИ-7 "Стрессор" по разным позициям и противоречивость способов достижения цели (скорость - точность) позволяют создать высокую степень напряженности в ходе экспериментальной процедуры. Данную степень напряженности можно принять в качестве фоновой для исследования (и моделирования) напряженных и экстремальных ситуаций совместной деятельности группы в условиях лабораторного эксперимента.


Для исследования различных аспектов надежности группы, гибкости и "выживаемости" организации совместной деятельности, способности группы перестраиваться требуется введение напряженных ситуаций. Этого можно достичь за счет поднятия субъективной значимости для испытуемых работы с приборами-моделями, введения высокой мотивации. Для этого мы использовали соревнование между группами за первенство, публичное оглашение результатов и т.п. В 60-80 годы в курской социально-психологической лаборатории при использовании ГСИ-7 повышение степени напряженности ситуации совместной деятельности достигалось за счет введения условного наказания в виде экстерораздражителей (резкий звук в наушники, легкий удар током в запястье). Формы осуществления наказания соответствовали наиболее часто встречающимся жизненным ситуациям:

- "один за всех";

- "все за одного";

- "каждый за себя";

- "один за всех, все за одного".

Использовалась также работа на ГСИ-7 в условиях полного отсутствия обратной информации для большинства членов группы, когда вся обратная информация о ходе выполнения задачи доступна только руководителю группы. Данные модификации применялись с различными целями А.С. Чернышевым, Е.А. Шаниным, В.Я. Подорогой [65; 89;101].
Нами были разработаны модификации экспериментальных процедур работы с приборами-моделями для изучения напряженных ситуаций совместной деятельности. Суть модификаций заключалась в создании ситуаций организационной неопределенности, новизны, неожиданности. Ряд модификаций может быть использован как при работе с "Аркой", так и при работе с ГСИ-7. Таких процедур было разработано три:

- деятельность в особомотивированных условиях ("на рекорд");

- деятельность в условиях лимита времени ("отсчет времени");

- исключение или замена одного из членов группы.

Указанные условия вводятся инструкцией, которую дает экспериментатор. В экспериментальной процедуре "на рекорд" перед группой ставится цель выполнить уже знакомое задание (собрать "Арку" или провести щуп-писчик по лабиринту ГСИ-7) как можно быстрее, показать при этом наилучшее время ("рекорд"). У исследуемой группы, как правило, данная экспериментальная процедура вызывает интерес, повышение общей активности. В одной из групп испытуемых было высказано такое мнение: "Работать "на рекорд" нам больше понравилось; потому, что есть стимул - быстрее, быстрее. Просто так можно работать и два часа". Наши данные свидетельствуют о том, что в этой процедуре средние величины основных психологических и непсихологических показателей выше, чем те же показатели в фоновых условиях. Кроме того, особомотивированные условия могут вести к перестройке организации.
Процедура с заменой или выведением одного человека интересна тем, что вынуждает членов группы изменить взаимодействие (последовательность и согласование индивидуальных действий, требует дополнительного согласования действий) и функциональные обязанности членов группы. Старый способ организации совместной деятельности не может быть применен, существует необходимость создать новую организацию в изменившейся ситуации. Дополнительные коллизии создает выведение или замена лидера-организатора (или, наоборот, аутсайдера).
Один из вариантов данной модификации - это лишение одного из членов группы возможности активно участвовать в процессе совместной деятельности (посредством надевания очков с непрозрачным стеклами). Если даже этот член группы будет участвовать в совместной деятельности, то он сможет выполнять лишь ряд ограниченных функций под руководством других; потребуется внесение изменений в организацию совместной деятельности и взаимодействия.
Весьма эмоционально, с большим напряжением воспринимается испытуемыми ситуация отсчета времени. Введение такого внешнего условия создает трудности взаимодействия, ведет к увеличению числа ошибок, а в некоторых группах - к разрушению совместной деятельности, к коммуникативному шоку (это относится, правда, к небольшому числу слабоорганизованных групп). Участники испытаний в отчетах отмечают, что отсчет времени "капает на нервы". Однако в ходе осуществления совместной деятельности испытуемые пытаются создать психологическую защиту по типу: "А мы не будем слушать отсчет времени!", "Не обращайте внимания, ребята!", "На нас это не действует!".


Обратимся к модификациям процедур, применяемых только для ГСИ-7. Одна из них получила название "Калька" (одна из групп испытуемых назвала эту процедуру "полетом в тумане"). Особенность этой процедуры состоит в том, что на информационный блок интегратора накладывается лист полупрозрачной кальки так, что все члены группы получают обратную информацию не полностью, и лишь частично. Пластины с номерами, которые перемещают щуп-писчик (и по которым каждый из участников контролирует свои действия и действия других членов группы), теперь не видны. Можно видеть только "конечный итог" - перемещение щупа-писчика по лабиринту, ГСИ-7 становится своего рода "черным ящиком". Данная процедура создает значительную организационную неопределенность и, следовательно, напряженность во взаимоотношениях и взаимодействии. Описанную процедуру можно совмещать с другой - когда усеченная информация поступает только к одному из членов группы (например, руководителю). В этом случае, очевидно, процедура приобретает несколько иную направленность и большую сложность в плане взаимодействия.


Ряд модификаций экспериментальных процедур был разработан нами специально для "Арки". "Безымянная Арка" - это модификация самого прибора, отличающаяся от первоначальной конструкции тем, что ее элементы ("кирпичики") не пронумерованы и вследствие этого сборка "Безымянной Арки" представляет организационную задачу большой трудности. Трудности проистекают из того, что совместную деятельность в этом случае весьма сложно упорядочить, т.е. создать конкретный сценарий с определенной последовательностью действий, предусмотреть жестко заданные функции для каждого члена группы. Весьма существенная степень неопределенности взаимодействия проявляется и на поведенческом уровне, и вербально.
Вот что указывали в отчете по поводу сборки "Безымянной Арки" члены высокоорганизованной группы, которые проявили желание повторить эту процедуру. Светлана Ш.: "Эта проба самая интересная, нестандартная". Ольга П.: "В ней больше всего проявляется наша совместная работа. Когда работаешь "на рекорд" - ощущение другое: сделать как можно быстрее". Владимир В.: "На "безымянной" и головой нужно подумать, а в "обычной" "Арке" - раз, два, три, четыре - цифры мы с первого класса знаем".
Суть следующей процедуры заключается в создании трудностей в осуществлении совместной деятельности за счет фиксации одной из рук (основной, обычно правой) при помощи ремня и осуществление сборки свободной рукой. В данной процедуре значительное напряжение создает то, что многие из действий при сборке "Арки" один человек одной рукой выполнить не может: поставить собранный блок из элементов на основание, закрыть замок и т.д. Действия, которые обычно выполняет один человек, теперь должны выполнять двое или большее количество испытуемых. Налицо повышенный уровень требований, предъявляемых к взаимодействию, взаимовлиянию, согласованности действий, а также к выдержке и взаимной толерантности испытуемых.


Другая группа модифицированных процедур предполагает одновременное использование двух "Арок". Первая процедура подразумевает одновременную сборку двух "Арок" одной группой. Внешне "Арки" выглядят абсолютно одинаковыми, полностью сходны и их элементы. Однако элементы одной "Арки" к другой "Арке" не подходят, т.к. у них разное сочленение штырьков и отверстий. Сборка двух "Арок" заставляет искать резервы организации, требует четкого распределения функций, более тесного взаимодействия.
Значительную трудность вызывает задание собрать две "Арки", разнесенные пространственно (на разных столах). Для этого требуется или создать новую организацию совместной деятельности, или дублировать работу. Интересную информацию о группе можно получить по тому, как будет происходить разделение на микрогруппы, каков будет их состав, будут ли выделяться новые функциональные обязанности, какие именно и на каких основаниях, будет ли осуществляться взаимопомощь между микрогруппами.
Возможно и такое задание: экспериментатор предлагает из элементов двух смешанных "Арок" собрать одну и дает испытуемым одно основание "Арки". В этом случает испытуемые должны понять, что нужно собрать и состыковать все элементы обоих "Арок", а затем одну из них отбросить.
Интересные возможности в плане моделирования напряженных ситуациях совместной деятельности группы в лабораторном эксперименте дает использование межгруппового соревнования или даже публичного состязания двух групп (например, двух групп школьников в присутствии коллектива школы или центра). Нами применялись три варианта такой модификации: сборка "Арки" в присутствии другой группы, соревнование двух групп в сборке "Арки" (очное), соревнование в сборке "Арки" двух групп из элементов двух "Арок", смешанных на одном столе. Варианты перечислены в порядке нарастания степени напряженности в ходе выполнения совместной деятельности.


Из описанных выше экспериментальных процедур, которые, как мы убедились, способствуют моделированию напряженных ситуаций различного рода, возможно конструирование разных программ лабораторного эксперимента в зависимости от конкретных задач исследования. Мы убедились, что в конструировании этих программ должен быть соблюден ряд требований, которых мы придерживались планируя и осуществляя исследование.

1. Начинать блок процедур необходимо со сборки "Арки" (работы с ГСИ-7) в обычных условиях. Это необходимо как своего рода измерение фона. Именно относительно данной процедуры все модифицированные процедуры создают ситуацию организационной неопределенности, напряженности, новизны.

2. Процедуру "работа в особомотивированных условиях" ("на рекорд") необходимо ставить, как правило, в конце блока процедур.

3. Группа модифицированных процедур с двумя "Арками", в том числе и межгрупповое соревнование, должна входить в программу как нечто единое.

4. Для большей достоверности данных эксперимента рекомендуется повторить каждую из процедур по два-три раза, процедуру "на рекорд" - до пяти раз.

5. Длительность лабораторного эксперимента с применением ГСИ-7 и "Арки" не должна превышать полутора-двух часов.


Эталонное время выполнения заданий приведено в таблицах 2.1 и 2.2.

Таблица 2.1

Эталонное время сборки "Арки" для различных модификаций экспериментальной процедуры

Экспериментальная процедура Время, сек.
Сборка "Арки" в обычных условиях 19
Сборка "Арки" с отсчетом времени (через 5 сек) 16
Сборка "Безымянной Арки" 22
Сборка "Арки" при фиксации ведущей руки у всех членов группы 77
Одновременная сборка двух "Арок" 47
Сборка одной "Арки" из смешанных элементов двух "Арок" 48
Сборка "Арки" в условиях соревнования двух групп 27
Сборка "Арки" в особомотивированных условиях ("на рекорд") 17

Таблица 2.2
Эталонное время прохождения лабиринта на ГСИ-7 для различных модификаций экспериментальной процедуры

Экспериментальная процедура Время, сек.
Работа в обычных условиях 90
Работа с отсчетом времени (через 5 сек) 73
Выводится один испытуемый 95
Работа с "Калькой" 83
Обратная информация поступает одному из членов группы 98
Работа в особомотивированных условиях ("на рекорд") 78

Введение Глава 1 Глава 2 Глава 3 Глава 4 Заключение Библиографический список Приложения

Hosted by uCoz