Социально-психологические аспекты надежности группы в напряженных ситуациях совместной деятельности.
- Курск: Изд-во КГПУ, 2000.
2.1.Проблемы применения экспериментального метода в исследовании надежности группы
2.3. Исследование надежности групп в естественном эксперименте
2.4. Организация
экспериментального исследования
В соответствии
с логикой экспериментального
исследования, гипотезой, целями,
задачами и предметом исследования,
необходимо определить основные
экспериментальные и
неэкспериментальные переменные,
способы их контроля и измерения,
способы обработки данных,
полученных в результате контроля и
измерения переменных, уточнить
план проведения исследования.
Исследование надежности
молодежных групп в напряженных
ситуациях совместной деятельности
было осуществлено в течение 1988-2000
годов и имел целью исследование
надежности группы в оптимальных и
напряженных ситуациях совместной
деятельности. Объектом
исследования были реальные
молодежные группы (девушки и юноши
15-18 лет) из числа школьников и
учащихся ПТУ г. Курска и Курской
области: школьные классы, учебные
группы ПТУ, учебные группы в центре
подготовки молодежных лидеров
Курской области "Комсорг",
областного молодежного центра "Монолит"
- всего 27 групп (568 человек).
В нашем
исследовании ведущими были методы
естественного и лабораторного
эксперимента при ведущей роли
естественного эксперимента.
Длительность участия групп в
естественном эксперименте
составляла от двадцати двух дней (учебные
группы в центре подготовки
молодежных лидеров) до шестидесяти
дней (школьные классы и учебные
группы ПТУ). Разная длительность
участия исследуемых групп
объясняется, во-первых, временем
обучения в центре подготовки
молодежных лидеров, во-вторых, тем,
что в условиях школы и ПТУ
совместная деятельность менее
интенсивна и более "растянута"
во времени. Измерение
экспериментальных переменных
осуществлялось постоянно.
В качестве напряженных ситуаций
совместной деятельности в
естественном эксперименте
выступали следующие:
- ситуации межгруппового соревнования (трудового, спортивного, интеллектуального характера - "Туристическое многоборье");
- ситуации, требующие наладить совместные действия при недостатке времени, в короткие сроки (классу или учебной группе для подготовки мероприятия для всей школы или центра отводится 5-6 часов);
- ситуации, требующие совместных действий группы в условиях неопределенности (например, группа разрабатывает и осуществляет мероприятие, не имеющее "прецедента" в школе);
- ситуации, в которых значимое социальное окружение пристрастно оценивает результаты совместной деятельности группы (например, публичное представление групп и конкурс "Большой вальс");
- ситуации с повышенной ответственностью, с "высокой ценой" за ошибку в совместной деятельности ("День дублера" в школе и ПТУ, "День отряда" в "Комсорге" и "Монолите");
- ситуации, когда осваивается новый вид совместной деятельности, не имеющий аналогов или похожих случаев в групповом опыте совместной деятельности;
- ситуации, когда из группы "выходит" ряд членов и (или) "входят" новые люди (т.е. так или иначе меняется состав группы, ее композиция).
Измерение
экспериментальных переменных в
естественном эксперименте
осуществлялось с периодом в семь
дней. В качестве лабораторных
моделей напряженных ситуаций
совместной деятельности группы
использовались модификации процедур
работы с приборами-моделями,
описанные выше.
Обе разновидности эксперимента,
использованные на втором этапе
исследования, были реализованы в
единстве и взаимопроникновении.
Целостность и единство
экспериментального исследования
также обеспечивались за счет того,
что был реализован единый
теоретический подход к изучению
психологии группы в напряженных и
оптимальных ситуациях совместной
деятельности: с точки зрения
динамики организованности группы
как психологического механизма
упорядочения активности людей в
группе при сохранении автономности
личности. Помимо этого эксперимент
в целом опирался на единые
экспериментальные переменные, а
также на единые методики измерения
неэкспериментальных переменных.
Предметом
экспериментального исследования
является надежность группы в
напряженных ситуациях совместной
деятельности.
В качестве независимой
экспериментальной переменной в
осуществленном нами исследовании
выступает ситуация совместной
деятельности. Независимая
экспериментальная переменная в
ходе осуществления исследования
принимала два основных значения:
оптимальные ситуации совместной
деятельности и напряженные
ситуации совместной деятельности.
Посредством манипулирования
независимой экспериментальной
переменной вводилось в действие
явление надежности (как
гипотетическое следствие) и его
гипотетическая причина, т.е.
независимая экспериментальная
переменная и экспериментальный
импульс.
Надежность группы является в нашем
исследовании зависимой
экспериментальной переменной.
Экспериментальным импульсом (гипотетической
причиной) является
организованность группы. Именно
такое соотношение между
экспериментальными переменными в
наибольшей степени соответствует
гипотезе, предмету и задачам
исследования.
Мы считаем, что надежность группы в
напряженных и экстремальных
ситуациях совместной деятельности
может быть в основном описана
следующими показателями: результативность,
взаимодействие членов группы,
согласованность действий,
соотношение взаимоотношений и
взаимодействия в группе. Каждый
из показателей надежности может
быть измерен при помощи
эмпирических референтов, которые
проявляются непосредственно и
могут быть непосредственно
измерены и зафиксированы при
помощи соответствующих методик.
Показатель "результативность" поддается измерению при помощи следующих эмпирических референтов:
- затраты времени и качество выполнения задания (особенно в лабораторном эксперименте);
- количество отказов (полных и преходящих), безотказность (удельный вес заданий, выполненных без отказа);
- продуктивность совместной деятельности - т.е. количество произведенной продукции, объем выполненной работы (особенно в естественном эксперименте);
- ранг группы (место среди остальных групп), определяемое экспертами по результатам выполнения того или иного задания (особенно в естественном эксперименте).
Показатель "взаимодействие" может быть измерен при помощи следующих эмпирических референтов посредством специально разработанной нами шкалы (см. приложение 2):
- иерархизация и вариативность взаимодействия;
- структура взаимодействия в группе;
- самостоятельность и инициативность членов группы во взаимодействии;
- включенность членов группы во взаимодействие в ходе совместной деятельности.
Согласованность действий группы может быть измерена при помощи следующих эмпирических референтов посредством специально разработанной нами шкалы (см. приложение 3):
- наличие у группы единого плана совместной деятельности;
- степень детализации плана совместной деятельности;
- распределение и степень согласованности функций;
- четкость исполнения плана и соответствие действий членов группы намеченному плану.
Основные
показатели организованности
измерялись при помощи "Карты-схемы
психолого-педагогической
характеристики группы школьников"
(далее - "Карта-схема"),
разработанной психологами Л.И.
Уманским, А.С. Чернышевым, А.Н.
Лутошкиным и др. [83; 94]. Измерение основных
показателей осуществлялось в
оптимальных и напряженных
ситуациях совместной деятельности,
каждый из показателей соотнесен
нами с определенными квантами в "Карте-схеме".
Степень проявления каждого
наблюдаемого проявления
жизнедеятельности группы
оценивается при помощи
пятибалльной шкалы, вмонтированной
в "Карту-схему".
По каждому из показателей
определялось значение моды (М0).
"Карта-схема" использовалась
как основа для монографического
наблюдения за жизнью и
деятельностью контактных групп в
естественном и лабораторном
эксперименте и как основа для
экспертной оценки групп.
Одна из проблем заключалась в том,
что исследуемые группы различались
по уровню организованности. В целях
обеспечения корректности
исследования и сравнимости данных
о группах с различной степенью
организованности возникла
необходимость разделить группы по
признаку организованности. Мы
воспользовались типологией
организованности групп [91, с. 56], согласно которой
выделяются три типа групп.
Указанная типология опирается на
такие поведенческие
характеристики группы, как
успешность деятельности группы,
величина реального вклада группы в
успехи организации более высокого
порядка (школы, центра и т.д.),
уровень коллективистических
отношений в первичном коллективе [91; 94].
Все исследуемые группы были
оценены экспертами. В качестве
экспертов выступали учителя-предметники,
работающие в данном классе,
классные руководители,
представители администрации школы
(для групп - школьных классов), шефы-инструкторы
учебных групп, инструкторы-преподаватели,
методисты (для учебных групп в
центре подготовки молодежных
лидеров). Каждую группу оценивали
не менее пяти экспертов. На
основании этих оценок двадцать
пять групп, участвовавших в
исследовании, были соотнесены с
соответствующей типологией.
К первому типу (с наибольшей
степенью организованности) были
отнесены семь групп (28%), ко второму
типу было отнесено пятнадцать
групп (60%), к третьему типу (группы с
низкой организованностью) было
отнесено три группы (12%). Среди групп
второго типа, которых оказалось
наибольшее число по результатам
оценки экспертов, можно четко
выделить два подтипа: группы,
стоящие ближе к первому типу, и
группы, тяготеющие к третьему типу.
Их число составило соответственно
одиннадцать (73% от общего числа
групп этого типа) и четыре (27% от
общего числа групп этого типа).
В качестве
показателя организованности групп
мы использовали также
психологический настрой на
совместную деятельность. Данный
показатель измерялся с помощью
прибора-модели "Арка",
актуализирующего именно этот
показатель в наибольшей степени.
Величина психологического настроя
определяется по соответствующей
формуле, приведенной нами ранее.
Важным показателем
организованности является
единство мнений [94, с.29], которое изучалось нами
при помощи методики "Зрительно-аналоговая
шкала", разработанной в секторе
социальной психологии Института
психологии РАН [87, с. 17]. Анкета представляет
собой три неградуированные шкалы,
оценивающие показатели
совместимость, срабатываемость и
успешность от 0 до 100. Обработка
данных предполагает измерение
полученных оценок при помощи
линейки, вычисление средних
групповых показателей по каждой
шкале, сопоставление
индивидуальных показателей со
средними групповыми, вычисление
среднего линейного отклонения.
Согласно данным разработчиков
методики, в группах с низким
уровнем развития взаимоотношений и
удовлетворенности ими, члены
группы оценивают выше показатель
совместимость выше, чем
сработанность и успешность. И,
наоборот, в группах с высоким
уровнем развития, с развитыми
деловыми отношениями выше
оценивается показатель
сработанности группы. Методика
применялась как в естественном, так
и в лабораторном эксперименте [87, с. 19]. Данная методика
интересна для нас и тем, что она
неоднократно была использована для
исследования психологических
проблем личности и группы в
экстремальных условиях.
Итак, общая
стратегия экспериментального
исследования надежности группы
в напряженных и экстремальных
ситуациях совместной деятельности
в известной мере расходится с
наиболее распространенной
стратегией эксперимента -
стратегией "экспериментальной и
контрольной групп". Отступая от
стратегии "экспериментальной и
контрольной групп", мы исходили
из того, что в условиях сочетания
естественного и лабораторного
экспериментов и использования
соответствующих методик
осуществление такой стратегии не
представляется возможным.
Другой аргумент в пользу изменения
традиционной стратегии
экспериментального исследования
заключается в том, что
характеристика, выступающая в
нашем исследовании в качестве
гипотетической причины изменения
зависимой экспериментальной
переменной (т.е. экспериментальный
импульс), а именно организованность,
в своей интенсивности имеет более
двух градаций (в нашем случае - три)
и изменяется не плавно, а дискретно.
Мы намеренно подбирали группы,
близкие, идентичные по своим
основным неэкспериментальным (нейтральным)
переменным. Все группы были
учебными, основным видом
деятельности была учебная, все
испытуемые относились к одной
возрастной группе (ранняя юность).
Для всех групп, участвовавших в
исследовании, совместная
деятельность, выполняемая группой,
была важной, интересной, престижной
и значимой. Для участников первого
этапа эксперимента успех в
совместной деятельности давал
возможности профессионального
роста и должностного продвижения.
Таким образом, общий
замысел экспериментального
исследования состоял в том,
чтобы, помещая группы с различной
степенью организованности в
оптимальные и напряженные ситуации
совместной групповой деятельности
(т.е. манипулируя независимой
экспериментальной переменной) и
приводя, следовательно, в действие
гипотетическую причину (вводя
экспериментальный импульс),
порождающую гипотетическое
следствие.
Таким гипотетическим следствием в
нашем исследовании является связь
между организованностью и
надежностью. Связь между
гипотетической причиной и
гипотетическим следствием должна
проявляться в различных
качественных и количественных
изменениях основных показателей
надежности в группах с различной
степенью организованности в
напряженных ситуациях по сравнению
с оптимальными.
Гипотеза исследования может
считаться доказанной в том случае,
если посредством методического
блока будут зафиксированы значимые
различия между основными
показателями надежность в
напряженных ситуациях совместной
деятельности групп, различающихся
по уровню организованности. Если
связь гипотетической причины и
гипотетического следствия будет
характеризоваться качественным
своеобразием, присущим
детерминации по типу опосредующего
звена (фактора), то гипотетическая
причина (уровень организованности
группы) будет качественно изменять
гипотетическое следствие (надежность
группы в напряженных ситуациях
совместной деятельности).