[Кафедра психологии КГПУ]   [Новости психологии из Курска]

[Новости Черноземья]


Сарычев С.В. , Чернышев А.С.

Социально-психологические аспекты надежности группы в напряженных ситуациях совместной деятельности.

- Курск: Изд-во КГПУ, 2000.



Введение


Глава 1. Теоретический анализ проблем надежности индивида и группы в напряженных и экстремальных ситуациях

1.1.Проблема надежности в психологии

1.2. Надежность в условиях совместной деятельности

1.3. Организованность как социально-психологическая основа надежности группы


Глава 2. Методологические и методические проблемы исследования надежности группы в напряженных ситуациях совместной деятельности

2.1.Проблемы применения экспериментального метода в исследовании надежности группы

2.2.Использование приборов-моделей для исследования надежности группы в рамках лабораторного эксперимента

2.3. Исследование надежности групп в естественном эксперименте

2.4. Организация экспериментального исследования


Глава 3. Результаты экспериментального исследования надежности группы в напряженных ситуациях совместной деятельности

3.1. Результативность в оптимальных и напряженных ситуациях совместной деятельности

3.2. Согласованность действий в оптимальных и напряженных ситуациях совместной деятельности

3.3. Взаимодействие в оптимальных и напряженных ситуациях совместной деятельности группы


Глава 4. Социально-психологические основы надежности группы

4.1. Социально-психологические компоненты надежности

4.2. Социально-психологические механизмы надежности как  специфического состояния организованности 

4.3. Способы повышения надежности


Заключение

Библиографический список

Приложения


Введение Глава 1 Глава 2 Глава 3 Глава 4 Заключение Библиографический список Приложения

ВВЕДЕНИЕ

Проблема надежности группы в напряженных и экстремальных ситуациях совместной деятельности представляет значительный интерес для психологии. Актуальность этой проблемы связана с решением сложных задач, стоящих перед нашим обществом, что обусловливает интерес к надежности групп и коллективов. Динамичные процессы, имеющие место в общественной и политической жизни нашей страны, значительные изменения в производительных силах ведут к возникновению напряженных ситуаций в общественной жизни, а значит, и в жизнедеятельности групп и коллективов.

Рост технической вооруженности, колоссальные технические мощности, которые доверены человеку и группе людей, повышают цену ошибки, которая возможна и вероятна. Высокая цена таких техногенных катастроф общеизвестна. Все это ведет к возникновению ситуаций высокой социальной и психологической напряженности, вызывает многочисленные, но еще пока малоизученные социально-психологические последствия, в том числе, для групп и индивидов.

Теоретическая актуальность проблемы надежности группы в напряженных ситуациях совместной деятельности высока, так как в социальной психологии не существует удовлетворительного объяснения фактов неоднозначности изменений в совместной деятельности различных групп во внешне одинаковых напряженных и экстремальных ситуациях. Необходимо знать, каковы потенциалы групп в указанных ситуациях, насколько полно они реализуются применительно к той или иной ситуации, от каких внешних и внутренних факторов зависит совместная деятельность группы, основные психологические и непсихологические параметры совместной деятельности в напряженной ситуации.

С точки зрения социальной психологии важно изучать группы в различных условиях жизнедеятельности (в том числе в напряженных, экстремальных и оптимальных). Отечественные психологи Ф.Д. Горбов, А.И. Донцов, Е.С. Кузьмин, В.Н. Петровский, Л.И. Уманский и др., высказывают предположение о том, что в напряженных и экстремальных ситуациях совместной деятельности проявляются латентные стороны групповой психологии, не проявляющиеся непосредственно в оптимальных ситуациях [16; 23; 34; 61; 83; 84].
Актуальной практической потребностью является социально-психологическое прогнозирование надежности малых групп в молодежных учебно-воспитательных организациях (школах, училищах, вузах, внешкольных учреждениях), выявление условий их оптимального функционирования и последующей оптимизации жизнедеятельности. Важно учитывать и то, что психологические связи высокой интенсивности, достижение единства действий в совместной деятельности создает значительную напряженность в группе. Сам процесс достижения группой целей совместной деятельности, процесс групповой интеграции объективно является ситуацией значительной степени напряженности. Следовательно, напряженные ситуации не являются чем-то исключительным и необычным в жизнедеятельности группы и требуют тщательного исследования.
Большинство исследований психологических проблем напряженных и экстремальных ситуаций посвящены анализу отдельно взятого индивида, его функциональных состояний, особенностям протекания у него психологических процессов и т.п. Представляется необходимым углубить изучение проблем психологии совместной деятельности группы в напряженных и экстремальных ситуациях совместной деятельности. Научный анализ психологических механизмов надежности группы дает возможность углубить изучение групповых феноменов, раскрыть групповые потенциалы и создает условия для выработки научных рекомендаций по оптимизации совместной деятельности группы в напряженных и экстремальных ситуациях.

Степень разработанности проблемы надежности группы в напряженных и экстремальных ситуациях совместной деятельности явно недостаточна. Число экспериментальных исследований по данной проблеме и смежным проблемам крайне мало. Недостаточно разработана и теоретическая сторона проблемы.
В этой работе изложены результаты изучения динамики совместной деятельности молодежных групп различной организованности в напряженных и экстремальных ситуациях по сравнению с ситуациями оптимальными. Исследование было осуществлено с 1986 по 2000 год.


Введение Глава 1 Глава 2 Глава 3 Глава 4 Заключение Библиографический список Приложения

Hosted by uCoz