Социально-психологические аспекты надежности группы в напряженных ситуациях совместной деятельности.
- Курск: Изд-во КГПУ, 2000.
1.1.Проблема надежности в психологии
1.2. Надежность в условиях совместной деятельности
1.3. Организованность как социально-психологическая основа надежности группы
2.1.Проблемы применения экспериментального метода в исследовании надежности группы
2.3. Исследование надежности групп в естественном эксперименте
3.1. Результативность в оптимальных и напряженных ситуациях совместной деятельности
3.2. Согласованность действий в оптимальных и напряженных ситуациях совместной деятельности
3.3. Взаимодействие в оптимальных и напряженных ситуациях совместной деятельности группы
Глава 4. Социально-психологические основы надежности группы
4.1. Социально-психологические компоненты надежности
4.2. Социально-психологические механизмы надежности как специфического состояния организованности
Проблема надежности группы в напряженных и экстремальных ситуациях совместной деятельности представляет значительный интерес для психологии. Актуальность этой проблемы связана с решением сложных задач, стоящих перед нашим обществом, что обусловливает интерес к надежности групп и коллективов. Динамичные процессы, имеющие место в общественной и политической жизни нашей страны, значительные изменения в производительных силах ведут к возникновению напряженных ситуаций в общественной жизни, а значит, и в жизнедеятельности групп и коллективов.
Рост технической вооруженности, колоссальные технические мощности, которые доверены человеку и группе людей, повышают цену ошибки, которая возможна и вероятна. Высокая цена таких техногенных катастроф общеизвестна. Все это ведет к возникновению ситуаций высокой социальной и психологической напряженности, вызывает многочисленные, но еще пока малоизученные социально-психологические последствия, в том числе, для групп и индивидов.
Теоретическая актуальность проблемы надежности группы в напряженных ситуациях совместной деятельности высока, так как в социальной психологии не существует удовлетворительного объяснения фактов неоднозначности изменений в совместной деятельности различных групп во внешне одинаковых напряженных и экстремальных ситуациях. Необходимо знать, каковы потенциалы групп в указанных ситуациях, насколько полно они реализуются применительно к той или иной ситуации, от каких внешних и внутренних факторов зависит совместная деятельность группы, основные психологические и непсихологические параметры совместной деятельности в напряженной ситуации.
С точки зрения
социальной психологии важно
изучать группы в различных
условиях жизнедеятельности (в том
числе в напряженных, экстремальных
и оптимальных). Отечественные
психологи Ф.Д. Горбов, А.И. Донцов, Е.С.
Кузьмин, В.Н. Петровский, Л.И.
Уманский и др., высказывают
предположение о том, что в
напряженных и экстремальных
ситуациях совместной деятельности
проявляются латентные стороны
групповой психологии, не
проявляющиеся непосредственно в
оптимальных ситуациях [16; 23; 34; 61; 83; 84].
Актуальной практической
потребностью является социально-психологическое
прогнозирование надежности малых
групп в молодежных учебно-воспитательных
организациях (школах, училищах,
вузах, внешкольных учреждениях),
выявление условий их оптимального
функционирования и последующей
оптимизации жизнедеятельности.
Важно учитывать и то, что
психологические связи высокой
интенсивности, достижение единства
действий в совместной деятельности
создает значительную
напряженность в группе. Сам процесс
достижения группой целей
совместной деятельности, процесс
групповой интеграции объективно
является ситуацией значительной
степени напряженности.
Следовательно, напряженные
ситуации не являются чем-то
исключительным и необычным в
жизнедеятельности группы и требуют
тщательного исследования.
Большинство исследований
психологических проблем
напряженных и экстремальных
ситуаций посвящены анализу
отдельно взятого индивида, его
функциональных состояний,
особенностям протекания у него
психологических процессов и т.п.
Представляется необходимым
углубить изучение проблем
психологии совместной
деятельности группы в напряженных
и экстремальных ситуациях
совместной деятельности. Научный
анализ психологических механизмов
надежности группы дает возможность
углубить изучение групповых
феноменов, раскрыть групповые
потенциалы и создает условия для
выработки научных рекомендаций по
оптимизации совместной
деятельности группы в напряженных
и экстремальных ситуациях.
Степень
разработанности проблемы
надежности группы в напряженных и
экстремальных ситуациях
совместной деятельности явно
недостаточна. Число
экспериментальных исследований по
данной проблеме и смежным
проблемам крайне мало.
Недостаточно разработана и
теоретическая сторона проблемы.
В этой работе изложены результаты
изучения динамики совместной
деятельности молодежных групп
различной организованности в
напряженных и экстремальных
ситуациях по сравнению с
ситуациями оптимальными.
Исследование было осуществлено с
1986 по 2000 год.