Веб-сайт кафедры психологии Курского государственного университета / Основные публикации кафедры

 

Основные публикации кафедры


 

Содержание:

 

Монографии

 

Учебники, учебные пособия

 

Статьи и тезисы, опубликованные в центральной печати

 

Докторские и кандидатские диссертации

 

Использование аппаратурных методик кафедры в отечественной психологии

 



 

Первые заметные публикации, посвященные проблеме организованности детского коллектива, появились в начале 60-х годов. Группа энтузиастов и соратников Л.И. Уманского, состоящая из преподавателей разных кафедр, провела исследование на базе п/л им. В. Терещенко. Материалы этого исследования легли в основу коллективной монографии (Баланенко Б., Кабанова Р., Спирин Л., Уманский Л. Пионерский лагерь имени Веры Терещенко.Курск, 1960, – 125 с.).

 

Наиболее полно проблемы лидерства в детских коллективах освещены в монографии Л.И. Уманского «Организаторские способности и их развитие». – Курск, 1967 г. В основу этой монографии легли результаты эксперимента, проводимого в рамках проблематики его докторской диссертации.

 

Конец 60-х и начало 70-х годов – это этап анализа и осмысления крупномасштабного эксперимента, проводимого на базе молодежного лагеря «Комсорг». В итоге была предложена концепции социальной психологии коллектива.

 

Идеи Уманского Л.И. и его сотрудников о наличии определенных стадий развития коллектива с выделением некоторых обязательных параметров коллектива, применительно к которым и замеряется уровень его развития стали основанием для разработки концепции малой группы. Данная концепция была опубликована в научных трудах курского пединститута в статье Уманского Л.И., Чернышева А.С., Френкеля И.А., Лутошкина А.Н., Спирина Л. Ф. и др. Экспериментальное исследование групп школьников // Социально-психологические вопросы общественной активности школьников и студентов /Отв. ред. – И.А. Френкель. – Курск, 1971. с. 5–31.

К началу страницы


 

Монографии

 

1. Уманский Л.И. «Организаторские способности и их развитие». – Курск, 1967.

2. Уманский Л.И., Лутошкин А.Н. «Психология работы комсорга», изд-во «Молодая гвардия». – М., 1972.

3. Уманский Л. И., Лутошкин А.Н. «Психология и педагогика работы комсорга». – М., 1974.

4. Лунев Ю.А., Чернышев А.С. Социальное обучение молодежи: оптимальные условия, принципы, технологии. – Курск: Изд-во Курского госпедуниверситета, 1999.

5. Методики социально-психологической диагностики личности и группы (Отв. ред. – А.А.Журавлев). – М.: Изд-во Института психологии АН СССР, 1990.

6. Сарычев С.В., Чернышев А.С. Социально-психологические аспекты надежности группы в напряженных ситуациях совместной деятельности. – Курск: Изд-во Курского госпедуниверситета, 2000.

7. Совместная деятельность: методология, теория, практика / Отвед. А.Л. Журавлев, П.И. Шихирев, Е.В. Шорохова. – М.: Наука, 1988.

8. Уманский Л.И. Личность. Организаторская деятельность. Коллектив. (Избранные труды). – Кострома: Изд-во Костромского госуниверситета, 2001.

9. Чернышев А.С., Крикунов А.С. Социально-психологические основы организованности коллектива. – Воронеж: Изд-во Воронежского госуниверситета, 1991.

10. Сарычев С.В. Надёжность группы в напряженных и экстремальных ситуациях совместной деятельности (социально-психологические основы). – Курск: Курск. гос. ун-т, 2007. – 155 с.

11. Чернышев А.С.,  Лобков Ю.Л., Сарычев С.В., Скурятин В.И. Социально одарённые дети: путь к лидерству. –Воронеж: Кварта, 2007. -210 с.

К началу страницы


 

Учебники, учебные пособия

 

1. Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. – М.: Просвещение, 1980.

2. Крикунов А.С., Чернышев А.С., Луньков А.И. Социально-психологические основы работы классного руководителя: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. – М.: Просвещение, 1989.

3. Чернышев А.С., Сарычев С.В., Лобков Ю.Л. Аппаратурная методика исследования лидерства и организованности групп подростков и старшеклассников. – Курск: Изд-во КГПУ, 2001.

4. Чернышев А.С., Сарычев С.В., Лунев Ю.А. Руководство по применению прибора-модели «Арка». – Курск, 1997.

5. Организация психологической службы в школе. Пособие для школьных психологов / Под ред. – А.С. Чернышева. – Галич, 1991.

6. Чернышев А.С., Сарычев С.В., Лунев Ю.А., Гайдар К.М. Аппаратурная методика для изучения социально-психологических свойств группы // Журнал практического психолога. – № 5. – 1998. – С.23–31.

7. Чернышев А.С. Психологические основы диагностики и формирования личности и коллектива школьников. – М.: Изд-во «Прометей» МГПИ им. В.И. Ленина, 1989.

8. Чернышев А.С. Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций. – М.: Педагогическое общество, 1999.

9. Психологические основы педагогической практики студентов: учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений / Под ред. проф. А.С. Чернышева. – М.: Педагогическое общество России, 1999.

10. Чернышев А.С., Гребеньков Н.Н., Сарычев С.В., Корнев А.В., Дымов Е.И. Технологии в изучении психологии. – М: Педагогическое общество России, 2003.

11. Гребеньков Н.Н., Корнев А.В., Сарычев С.В., Чернышев А.С. Компьютерная экспресс-психодиагностика личности и коллектива школьников: Учебное пособие для студентов-психологов высших и средних специальных педагогических учебных заведений. / Под ред. проф. А.С. Чернышева. – М.: Педагогическое общество России, 2003.

12. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений. – М.: Гуманитзд.центр ВЛАДОС, 2003.

К началу страницы


 

Статьи и тезисы, опубликованные в центральной печати

 

1. Лунев Ю.А. Методики социально-психологического исследования межгруппового взаимодействия в учебных организациях // Методики социально-психологического исследования личности и малых групп. – М., Институт психологии РАН, 1995. – С.138–153.

2. Сарычев С.В. Социально-психологические основы надежности группы в напряженных ситуациях совместной деятельности // Первые международные Ломовские чтения: Тезисы докладов. – М.: Институт психологии РАН, 1991. –С.248–250.

3. Сарычев С.В. Социально-психологические проблемы совместной деятельности в напряженных и экстремальных ситуациях // Актуальные проблемы психологии: традиции и современность. Тезисы Международных Костюковских чтений: в 2 тт. Т.2. –Киев, 1992. –С. 190–191.

4. Уманский Л.И. Методы экспериментального исследования социально-психологических феноменов // Методология и методы в социальной психологии. – М., 1977. – С.54–71.

5. Уманский Л.И., Чернышев А.С., Лутошкин А.Н., Е.А.Шанин и др. Комплексное исследование контактных студенческих групп как коллектива // II Международный коллоквиум по социальной психологии / Гл. ред. – В.М. Квачахия. – Тбилиси, 1970. – С.153–156.

6. Уманский Л.И., Чернышев А.С., Тарасов Б.В. Групповой сенсомоторный интегратор // Вопросы психологии. –1979. – № 1. – С.128–130.

7. Чернышев А.С. Приборы-модели совместной деятельности // Методы психологии / Отв. ред. – П.Н. Ермаков, В.А. Лабунская. – Т.3. Вып.2. – Ростов-на-Дону, 1997. – С.279.

8. Чернышев А.С., Гуляев В.А., Лунев Ю.А. Компьютерная методика оценки уровня развития учебной группы // Методы психологии / Отв. ред. – П.Н. Ермаков, В.А. Лабунская. – Т.3. – Вып.2. – Ростов-на-Дону, 1997. – С.280.

9. Чернышев А.С. Лабораторный эксперимент в социально-психологическом исследовании организованности коллектива // Психолурн. 1980. –Т.1. –№ 4. – С.84–94.

10. Чернышев А.С., Лунев Ю.А., Сарычев С.В., Корнев А.В. Экспериментальная методика изучения межгруппового взаимодействия // Методики социально-психологической диагностики личности и группы. – М.: АН СССР, 1990. –С. 162–170.

11. Чернышев А.С., Полонский И.С., Корнев А.В. Проблемы развития лабораторного эксперимента в социально-психологических исследованиях на базе ЭВМ // Психолурн. – Т.9. – №2. – 1988. – С.138–148.

12. Чернышев А.С., Сарычев С.В., Лунев Ю.А., Гайдар К.М. Аппаратурная методика для изучения социально-психологических свойств группы в условиях совместной деятельности // Журнал практического психолога. –1998. – № 5. – С. 23–31.

13. Чернышев А.С., Сурьянинова Т.И. Генезис Группового субъекта деятельности // Психол. журн. – 1990. – Т. 11. – № 2. – С.7–15.

14. Chernyshev A.S., Lunev Y.A. Working with the Chernobyl children // Bridges: A New Journal For North European Teachers. – Vol. 3. – № 1. – 1995. – Р. 25–26.

15. ЧернышевА.С.,  СарычевС.В.,  ЛобковЮ.Л. Социально-психологический эксперимент в личностном развитии социально одаренных подростков и юношей  // Problems of education in the 21st century. Vol. 2 «Variety of education in Central and Eastern Europe». –2007. –P. 161-165.

16.Чернышев А.С. ,Сарычев С.В. Тенденции личностного развития социально одарённых подростков и юношей в социально-психологическом эксперименте // Актуальні проблеми психології: Проблеми психології творчості: Збірник наукових праць / За ред. В.О. Моляко. – Т.12. – Вип.3. – Житомир: Вид-во ЖДУ ім. І. Франка, 2007. – С. 292–299.

17.Сарычев С.В. О методах изучения малых групп в напряженных и экстремальных ситуациях совместной деятельности // Вестник Воронежского государственного технического университета. - Т. 3. – №2. – 2007. – С. 78-86.

18. Сарычев С.В. Исследование надёжности малых групп в социально-психологическом эксперименте // Российский психологический журнал. – 2007. – №3. – Т. 4. – С. 21–34.

 

К началу страницы

 


Докторские и кандидатские диссертации

 

Докторские диссертации

1. Уманский Л.И. Психология организаторских способностей: Дис… д-ра психол. наук. – М., 1968.

2. Френкель И.А. Мировоззрение и психолого-педагогическая система К.Д. Ушинского: дис. … д-ра педаг. наук. – М., 1973.

3. Чернышев А.С. Социально-психологические основы организованности первичного коллектива: дис. … д-ра психол. наук. – М., 1980.

 

Кандидатские диссертации

 

Научный руководитель проф. И.А.Френкель:

1. Воробьев Н.С. Психолого-педагогические основы атеистического воспитания в школе. – М., 1972.

 

Научный руководитель проф. Л.И.Уманский:

1. Лутошкин А.Н. Исследование эмоциональных состояний группы школьников. – М., 1969.

2. Чернышев А.С. Экспериментальное изучение организованности группы школьников. – М., 1969.

3. Шанин Е.А. Интегративная функция воздейственной речи организатора юношеской контактной группы. – Курск, 1971.

4. Акатов Л. И. Экспериментальное исследование группового волевого усилия. – М., 1971.

5. Крикунов А.С. Экспериментальное исследование избирательного отражения организатором (школьником и студентом) психологии сверстников. – Л., 1973.

6. Тимощук Е.И. Экспериментальное изучение мотивации групповой деятельности. – М., 1973.

7. Подорога В. Я. Экспериментальное изучение влияния напряженных ситуаций на групповую деятельность старшеклассников. – М.,1973.

8. Якушева Г.И. Развитие организаторских способностей школьников. –Ярославль, 1974.

9. Дымов Е.И. Экспериментальное исследование взаимодействия подростков в разновозрастной группе. – Рязань, 1976.

 

Научный руководитель – профессор А.С.Чернышев

1. Крюкова Т.Л. Социально-психологические характеристики отражения юношеской группой организаторского воздействия лидера (на материале ПТУ). – М., 1986.

2. Сурьянинова Т.И. Социально-психологические аспекты совместной деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста. – Киев, 1990.

3. Лунев Ю.А. Социально-психологические факторы детерминации поведения группы в межгрупповом взаимодействии. – М., 1991.

4. Сарычев С.В. Надежность группы в напряженных и экстремальных ситуациях совместной деятельности. – М., 1993.

5. Корнев А.В. Разработка методов и средств диагностики и прогнозирования организованности групп в совместной деятельности. – Курск, 1994.

6. Гайдар К.М. Динамика субъектного развития студенческой группы в период обучения. – М., 1994.

7. Елизаров С.Г. Эффективность влияния референтной группы на формирование ценностных ориентаций личности. – М., 1994.

8. Антопольская Т.А. Социально-психологические факторы детерминации генезиса малой группы. – Курск, 1995.

9. Сазонова Н.П. Влияние индивидуального и группового статуса на социализацию личности старшего школьника. – М., 1995.

10. Силаков А.С. Организованность как фактор адекватности осознания структуры группы. – Курск, 1996.

11. Логвинов И.Н. Лидерство в учебных группах в регионах «Чернобыльского следа». – М., 1996.

12. Лобков Ю.Л. Социально-психологические аспекты эффективности помощи подросткам и юношам в условиях социальной депривации. – М., 1998.

13. Иванова Н.В. Особенности межгруппового восприятия учебных групп при вариативном обучении. – Курск, 1999.

14. Нестеренко Н.А. Организованность как фактор адекватности осознания структуры группы. – Курск, 2000.

15. Гулякина В.В. Групповые нормы и ценности как факторы самоопределения личности старшеклассника. – Курск, 2000.

16. Галкина Н.А. Роль направленности группы в личностном развитии (на примере молодёжных групп). – Курск, 2004.

17. Балыкина О.С. Особенности социальной и личностной идентификации в юношеском возрасте (в условиях вариативной системы образования). – Курск, 2004.

18. Сергеева Н.Е. Влияние образа группы на эффективность совместной деятельности первоклассников. – Курск, 2004.

19. Беспалов Д.В. Тенденция лидерства и организованности в современных учебных группах. – Курск, 2005.

20. Горбачева М.Н. Влияние уровня развития молодежной группы на эффективность решения интеллектуальных задач. – Курск, 2006.

К началу страницы


 

Использование аппаратурных методик кафедры в отечественной психологии

 

Монографии

 

1. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. – М.: Наука, 1984.

2. Белоус В.В., Щебетенко А.И. Человек как интегральная индивидуальность. – Пятигорск: Изд-во Пятигорского гос. лингвист. универс., 1996.

3. Методики социально-психологической диагностики личности и группытв. ред. А.А.Журавлев. – М.: Изд-во Института психологии АН СССР, 1990.

4. Социальная психология и общественная практика / Отв. ред. Е.В. Шорохова, В.П. Левкович. – М.: Наука, 1985.

5. Уманский Л.И. Личность. Организаторская деятельность. Коллектив. (Избранные труды). – Кострома: Изд-во Костромского госуниверситета, 2001.

6. Совместная деятельность в условиях организационно-экономических изменений / Под ред. А.Л. Журавлева. – М., 1997.

 

Учебники и учебные пособия

1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 1994.

2. Зюзюкин И.И. Мост через реку детства. – М., 1970.

3. Общая психология. Учебник для студентов педагогических институтов / Под ред. – А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1976.

4. Парыгин Б.Д. Социально-психологические проблемы методологии, истории и теории. – СПб.: ИГУП, 1999.

5. Петровский В.А. Личность в психологии. Учебное пособие для студентов вузов. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996.

6. Социальная психология / Под ред. А.Л. Журавлева. – М.: «ПерСэ», 2001.

7. Социальная психология. Учебное пособие для студентов педагогических институтов / Под ред. – А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1987.

8. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп: Учебное пособие. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2002.

9. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. – М., 1998.

10. Шихирев П.Н. Современная социальная психология. – М., 1999.

К началу страницы


 

 

Hosted by uCoz